ICPM – крупнейшая международная конференция теоретиков, практиков и вендоров в области процессной аналитики. Участником одной из последних сессий стал Вил ван дер Аалст – евангелист Process Mining и ведущий исследователь глубинного анализа данных. В ходе мероприятия было записано интервью. Делимся ключевыми моментами.
– Понятия Process Mining, Process Analytics и Process Intelligence часто фигурируют как взаимосвязанные и даже взаимозаменяемые. В чём заключается разница между ними, и существует ли она на самом деле?
Process Mining – широкая концепция, подразумевающая полную аналитику от извлечения и предварительной обработки данных до обнаружения «узких мест» и проверки соответствия реального выполнения процесса регламентированному. Поэтому важно не обобщать PM только до уровня поиска БП, как считают некоторые специалисты. Касаемо терминов: я думаю, что было бы правильно придерживаться варианта Process Mining. Process Analytics в свою очередь используется в деловой документации, а Process Intelligence – история немного в другую сторону.
– Сейчас мы фиксируем волну внедрений Process Mining в промышленности и наблюдаем рост научно-исследовательских инициатив в отрасли. Как Вы оцените текущее состояние сферы?
Маленькая историческая справка: первые инструменты анализа процессов появились более 15 лет назад, но на тот момент они не работали даже для самых простых задач. Сейчас мы говорим как минимум о 40 ведущих программных продуктах, разрабатываемых вендорами по всему миру (большая часть – из Северной Европы). Фактически возникла уникальная ситуация: развитие сферы кратно ускоряется, промышленность навёрстывает упущенное, но индустрия находится на самом старте.
– Уместно говорить, как важна визуализация результатов исследования. Каким Вы видите будущее этого направления?
Я ожидаю, что разница между базовой (карты процессов) и продвинутой визуализацией (создание динамических графиков с помощью BI-модуля) станет всё более очевидной. Соответственно, клиенты получат более детализированные результаты исследования, что позволит принимать управленческие решения более оперативно и с учётом опоры на текущий контекст.
– В разрезе момента мейнстримом становится BPMN 2.0, но степень интеграции инструмента в системы процессного анализа невысока. Как Вы думаете, есть ли возможность более широкого использования условных обозначений в Process Mining?
ТОП-решения уже предлагают представление данных в формате BPMN, а в будущем это станет базой. Граница между представлениями будет куда более подвижной.
– В манифесте Process Mining есть чёткое стремление объединить процессную и визуальную аналитику. Как Вы думаете, достигнута ли цель?
Смотрите. Точечная диаграмма – это красивая и достойная визуализация, хорошо дополняющая созданные модели процессов. Если смотреть в будущее, то важно зафиксировать растущую роль «умной» интерактивности. Допустим, сейчас фильтрация по атрибутам реализуется с помощью алгоритмов, которые задаются через запрос. Мне кажется, скоро этот процесс станет более гибким, предоставив пользователям возможность осуществления аналитики по клику.
– В текущей точке мы представляем процессы в 2D. Как скоро мы придём к 3D?
Отвечу одним словом: осторожность. Почему? Недавно мы были в Австралии и разработали плагин для одной из местных систем Process Mining, который позволял визуализировать БП трёхмерно. В итоге поняли, что 3D – это здорово, но добавление третьего измерения создало ряд проблем. Поэтому считаю, что нужно не торопиться и реализовывать обновления планомерно.
– Часть вендоров предлагает кросс-платформенные решения, включающие модули Task Mining, BI или PRA. Действительно ли будущее за таким подходом?
– Рассмотрим связку PRA + Process Mining, где есть чёткая взаимосвязь. Роботы генерируют события на основе скрейпинга экрана, предоставляя необходимые данные. Process Mining интерпретирует полученную информацию и более точно определяет БП, которые можно делегировать роботам. Соответственно, кейс можно масштабировать и на другие технологии. Если бизнес хочет получить полную прозрачность, то использование связок – вариант из разряда must have. Рынок подхватит тренд и подчеркнёт конечную пользу, а потому вендоры трансформируют свой подход и начнут разработку мультифункционального софта.
– Завершим интервью философским вопросом. Ключевыми словами облака тегов по итогам конференции стали «предсказание» и «выравнивание». Представим ситуацию, что мы снова встретимся в 2030. Какие key words Вы видите в будущем?
Загадывать так далеко сложно, но я с уверенностью могу сказать, что тема, которая точно привлечёт внимание – мультипроцессная аналитика. Ведётся много исследований, хотя уже проделан огромный объём работы. Поставщики ПО должны обратить внимание на МПА и планомерно двигаться к интеграции технологии в собственные продукты. Думаю, что в 2030 мы всё ещё будем говорить о классическом Process Mining, так как методы и способы обнаружения процессов – сложная проблема, требующая многолетней проработки.