Scrum, или Scrum-методология – это гибкий способ управления проектами, особенно популярный в среде разработчиков программного обеспечения, но в настоящее время все больше команд предпочитают использовать Scrum или гибрид Scrum. Поэтому применяют Scrum-методологию и в других бизнес-направлениях, включая ИТ и маркетинг, где есть проекты, которые должны продвигаться вперед при наличии сложности и двусмысленности.
История возникновения
1986 год. Японские ученые впервые употребили термин Scrum применительно к командной работе в своей публикации “The New New Product Development Game”. В рамках своих исследований в передовых организациях копировальной, автомобильной и полиграфической отраслей Хиротака Такеучи и Икудзиро Нонака отметили кардинально иной подход к выполнению проектов (работу именно по целям) и сравнили этот принцип с регби, откуда и взялось название методологии (scrum — англ. «схватка вокруг мяча» в игре регби).
1993 год. Джефф Сазерленд, Джон Скамниоталес и Джефф МакКенна впервые применили Scrum на практике в компании Easel Corporation для решения сложной задачи: необходимо было разработать полноценный программный продукт в сжатый срок — 6 месяцев. Попытка применения Scrum оказалась успешной.
1995 год. Джефф Сазерленд и Кен Швабер представили на конференции OOPSLA’95 доклад, описывающий методологию.
2010 год. Сазерленд и Швабер опубликовали первый общедоступный документ по методологии – The Scrum Guide. Позже он пересматривался 6 раз, последняя обновленная версия датируется ноябрем 2020 года.
Принципы
В основе Scrum-методологии лежат следующие принципы:
- Прозрачность.
Команда должна работать в среде, где каждый знает, с какими проблемами сталкиваются другие члены команды.
- Проверка.
Структура организации работы над проектом включает частые проверки, чтобы дать команде возможность поразмышлять о том, как работает процесс.
- Адаптация.
Команда постоянно изучает, как идут дела, и пересматривает те пункты, которые кажутся бессмысленными.
Команда Scrum
Фундаментальная единица Scrum – это небольшая команда людей, Scrum Team. В ней нет традиционных ролей, нет подгрупп или иерархий, вместо этого команда Scrum включает три основные роли:
- владелец продукта – заказчик или его представитель;
- непосредственно команда, которая запускает проект и управляет им;
- Scrum-мастер – человек, который старается сделать работу команды максимально эффективной.
Особенность Scrum Team состоит в том, что они самоорганизованы. Это означает, что такие команды не требуют наличия менеджеров проектов или каких-либо других формальных лидеров. Они могут выполнять свою работу без строгого руководства. Это сплоченная группа профессионалов, сосредоточенных на одной цели за раз.
Процесс Scrum: основные артефакты
Основным артефактом в разработке Scrum является сам продукт. Сама структура имеет достаточное количество контрольных точек, чтобы гарантировать, что команда не отклонится от желаемого результата, и что проблемы могут быть выявлены и решены, а корректировки процесса внесены, пока работа еще не завершена.
Другие артефакты Scrum:
- бэклог продукта – полный список функций, которые еще предстоит добавить;
- бэклог спринта – список задач, которые команда должна выполнить в ходе спринта;
- инкремент – конкретная ступенька к конечному продукту.
Жизненный цикл Scrum: основные события
Жизненный цикл Scrum состоит из серии спринтов, конечным результатом которых является потенциально готовое к внедрению решение.
Ключевые этапы жизненного цикла Scrum выглядят так:
- Создание бэклога продукта.
- Планирование спринта.
- Непосредственно спринт.
- Координация работы в рамках спринта при помощи ежедневных Scrum-встреч (Daily Scrum).
- Обзор спринта – презентация итогов спринта заказчику.
- Ретроспектива спринта – анализ собственных процессов команды во время спринта.
Шаги 2–5 команда повторяет до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат.
Особенности Scrum
Исходя из принципов Scrum-методологии и гибкости подхода, отмечают следующие особенности:
- спринты ограничены по времени не более месяца, чаще всего двух недель;
- во время гибкого Scrum-спринта команда Scrum берет небольшой набор функций от идеи до закодированной и протестированной функциональности;
- ежедневные Scrum-встречи ограничены по времени не более 15 минут и преследуют цель синхронизировать работу членов команды.
Ключевые преимущества, которые дает методология Scrum
Стартапы и глобальные компании, внедрившие Scrum, отмечают:
- улучшение качества продукта,
- сокращение времени выхода на рынок,
- повышение продуктивности,
- повышение удовлетворенности заинтересованных сторон,
- улучшение динамики работы команд.
Читала книгу Джеффа Сазеренда “Революционный метод управления проектами”. На мой взгляд, это лучшее, что есть по Scrum.